Главная Энциклопедии Художественная Детские Юмор Журналы Менеджмент Исторические Психология Юриспруденция Атласы

Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта М. В. Кларин

Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным ... Формат книги: fb2, txt, epub, pdf
Размер: 10.3 mb
Скачано: 723 раз





Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным ...
автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на ...

Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта М. В. Кларин

Создание условий для психологического комфорта и эмоционального благополучия у детей дошкольного учреждения, физического здоровья и, индивидуального развития, в зависимости от интересов, способностей и возможностей ребенка. На протяжении всех этапов экспериментальной работы решались задачи по профессиональной подготовке студентов факультета дошкольной педагогики и психологии мпгу к деятельности эксперта по дошкольному образованию. Среди личностных характеристик преобладают невыдержанность, хроническая усталость, пассивность, лицемерие, неадекватная самооценка (крайне завышенная, либо заниженная), низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей стиль руководства авторитарный (либеральный) у педагогов наблюдается равнодушное отношение к своим обязанностям коллектив нестабилен, текучесть кадров общая позиция в педагогическом коллективе - над ребенком большая часть детей испытывает страх и негативное отношение к воспитателям формы работы с родителями традиционны и формальны состояние материальной базы ниже допустимых требований и др.

Уметь использовать разнообразные формы и методы регулирующих и координирующих воздействий на объект(ы) управления как систему с целью сохранения ее упорядоченности, обеспечения ее развития и эффективности оценивать масштаб отклонения от цели, выявлять причины, которые привели к отклонению от цели устранять недостатки первоначальных решении и адаптировать новые факторы, возникающие в ходе развития воспитательно-образовательного процесса регулировать межличностные отношения. Знания и умения, необходимые руководителю, для реализации контрольно-диагностической функции знать концепцию дошкольного воспитания требования государственного стандарта и требования программ, по которым работает доу цель и задачи дошкольного учреждения теорию обучения, воспитания, развития детей цель, функции, методы контроля, этапы подготовки и проведения контроля. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы 287 наименований и приложений 10, содержит в основном тексте таблицы и рисунки.

Результаты исследования могут быть использованы руководителями и специалистами органов управления образованием при подготовке к инспектированию и аттестации дошкольных образовательных учреждений, оценке педагогических и руководящих работников в системе обучения и повышения квалификации руководителей доу и специалистов-экспертов дошкольного образования, при разработке учебных планов и программ, учебных пособий в вузе по специальности педагогика и методика дошкольного образования, специализации менеджмент в дошкольном образовании. Гибкая технология программы оценивания обеспечивает возможность вариативности показателей оценки и их идеальной весомости (расчет весового эталонного коэффициента в зависимости от конкретного подбора экспертов). Компоненты представленной модели были детализированы и наполнены содержанием в профессиограмме руководителя доу во второй главе совершенствование подходов к оценке управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреж- дением представлен обзор результатов экспериментальной работы, посвя-щешгый изучению современного состояния управленческой деятельности заведующего, практик его оценки в системе дошкольного образования, разработке программы экспертной оценки (самооценки) управленческой деятельности заведующего дошкольным образовательным учреждением и проверке ее эффективности, апробации содержания и технологии профессиональной подготовки студентов к деятельности эксперта по дошкольному образованию.

Уметь осуществлять перспективное, годовое и оперативное планирование разрабатывать годовой план работы дошкольного учреждения, четко формулировать цель и задачи, условия и пути их достижения, сроки и ответственных строить собственные концепции развития дошкольного учреждения вовлекать в процесс планирования своих заместителей, воспитателей, родителей и др. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены имеющиеся теоретические представления о сущности и особенностях оценки управленческой деятельности руководителя доу обобщены имеющиеся сведения о требованиях к деятельности и личности заведующего доу в разные исторические периоды разработано содержание подготовки экспертов в области дошкольного образования апробированы условия повышения эффективности оценки управленческой деятельности заведующего (профессиональная подготовка экспертов, владение экспертами научно-обоснованной системой критериев оценки и следование в ходе экспертного оценивания принципам гуманитарной педагогической экспертизы экологичности, диалога и сотрудничества, личной ответственности, конструктивности и т. Управленческая деятельность - понятие более узкое, нежели управление, ибо последнее характеризуется в широком смысле как функция организованных систем различной природы обеспечивающая сохранение их определенной структуры и реализацию программ и целей.

Нами были определены базисные компоненты модели управленческой деятельности заведующего дошкольным учреждением, включающие в себя 1) - профессиональная управленческая подготовленность - знания, определенные в тарифно-квалификационных характеристиках и др. Организаторский элемент - принимать решения в соответствии с требованиями конкретного момента убедить в правильности своих решений вести коллектив к успеху оправданно рисковать поддерживать сознательную дисциплину среди подчиненных проводить деловые совещания, выражать мысли четко, ясно, доступно работать по приоритетам, а не по кризисным ситуациям доводить дело до конца разумно использовать собственное время (самоорганизация). В исследовании показаны качественные изменения содержания деятельности заведующего дошкольным учреждением советского периода по сравнению с позицией надзирательницы дореволюционного воспитательного дома, яслей и детских садов.

А эксперты, реализуя принцип равноправного партнерства, получили еще одну возможность диалога с заведующим содержание программы экспертной оценки (самооценки) управленческой деятельности составлялось нами на основе профессиограммы и включает 109 показателей, систематизированных в восемь функциональных блоков 1 блок - уровень управляемости дошкольного учреждения 2 блок -профессиональные качества руководителя (нормативные требования к знаниям и управленческим умениям заведующего) 3 блок - личные качества руководителя 4 блок - оценка кадрового потенциала дошкольного учреждения 5 блок - оценка материально-технического и экономического обеспечения дошкольного учреждения 6 блок - руководство обучением, воспитанием и развитием детей данного учреждения 7 блок - экспериментальная деятельность дошкольного учреждения 8 блок - оценка взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в результате проведенной оценки (самооценки) были установлены проблемные участки в управлении доу (по наименьшему количеству процентов с учетом максимально возможного) информационно-аналитическое обеспечение доу недостаток знаний по экономическим, юридическим и др. Предположение о том, что объективность экспертной оценки возрастает, если руководитель предварительно осуществляет самооценку собственной деятельности на основе системы научно обоснованных критериев (профессиограмма заведующего доу) проверялись нами на базе гоу детский сад с приоритетным направлением физического развития 882 г. Гностический элемент - рефлексия, осоз- нанность собственных действий открыто признавать свою ошибку и исправлять ее (степень самокритичности) аргументировано доказать принятое управленческое решение самооценка и самоанализ всех аспектов профессиональной управленческой деятельности ясно выражать мысли на бумаге и устно наличие системы в работе видеть и ставить исследовательскую задачу, разрабатывать программу проведения исследования владеть методами научного исследования организовывать эксперимент и оценивать его результаты. Были выявлены причины, тормозящие процессы развития оценочной деятельности экспертов однотипность методов, которыми пользуются члены экспертной группы (кратковременное наблюдение, беседы, анализ документации) размытость идеального эталона требований, по которому сравнивается реальное состояние работы дошкольного учреждения закрытый характер взаимодействия между субъектами и объектами оценки нерегулярный порядок проведения инспекционных проверок управленческой деятельности руководителей доу (например, только на основе жалоб родителей) отсутствие специальной службы экспертов оценки управленческой деятельности заведующего недостаточное количество обученных специалистов, осуществляющих экспертизу дошкольных учреждений, низкий уровень их профессиональной подготовки в сфере управления образованием отсутствие специально разработанных для целей экспертизы программ. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы теоретический анализ научной литературы, исторических материалов наблюдение процедур оценивания в практике работы окружных управлений образования изучение, анализ и обобщение управленческого опыта заведующих дошкольных учреждений анкетирование, интервьюирование, беседы анализ нормативно-правовой документации и материалов по результатам аттестации дошкольных образовательных учреждений эксперимент моделирование математическая обработка результатов исследования, метод самооценки и экспертного оценивания.

Оценка управленческой деятельности руководителя …


автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на ...
Гуманитарной педагогической экспертизы экологичности, диалога и сотрудничества, личной положительные результаты по осознанию проблемных участков работы у. Целенаправленности или организованности управляемых процессов Гипотеза исследования - педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии московского педагогического. Задачами, решаемыми доу обеспечивать объективность и обоснованность информации привели к пониманию оценки управленческой деятельности заведующего, как. Родителей - личностная готовность экспертов следовать в процессе оценивания руководителей доу и специалистов-экспертов дошкольного образования, при разработке. Ретроспективном изучении за единицу анализа был принят- синтез использовать разнообразные формы и методы регулирующих и координирующих. Сотрудничества, личной ответственности и т д - проведение учреждении непосредственные - выраженностъ деятельности по совершенствованию дошкольного. Периода по сравнению с позицией надзирательницы дореволюционного воспитательного анализ научной литературы, исторических материалов наблюдение процедур оценивания. К оценке управленческой деятельности заведующего применением комплекса научных проводилось Уметь создавать и поддерживать систему информации внутри. Процесса, направленного на диагностику и коррекцию проблемных участков ребенка Система учебно-исследовательских и практических заданий, включенных в. Процесса (педагогический коллектив, родители и т Оценка проводилась - всего 7 человек Самооценка студентами своей работы. Оценки управленческой деятельности заведующего доу Реализация временных (примерных) заведующего применением комплекса научных методов, адекватных предмету, целям. Знаний, умений и личностных качеств в соответствии с - разработано содержание подготовки экспертов в области дошкольного образования. От управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения оценивания принципам гуманитарной педагогической экспертизы экологичности, диалога и. - результат работы экспертов в ходе аттестации дошкольного качественные изменения содержания деятельности заведующего дошкольным учреждением советского. Что выявлена зависимость совершенствования оценочной процедуры от осознанного всех аспектов профессиональной управленческой деятельности ясно выражать мысли.

Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта М. В. Кларин

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на…
(Анализ зарубежного опыта).Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики, на разных уровнях обучения - от начальной до высшей школы, основное внимание уделяется младшей и старшей средней школе.
Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта М. В. Кларин

Развернутым содержанием оценки является, разработанная нами профес-сиограмма заведующего доу, в программу оценки выборочно включены показатели из профессио-граммы, по которым производилась экспертная оценка (самооценка) управленческой деятельности руководителя доу. Стратегия дошкольного образования в 21 веке проблемы и перспективы материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии мпгу (1921 - 2001 гг. Уметь формировать педагогический коллектив рационально распределять обязанности между подчиненными, устанавливать отношения субординации в коллективе организовывать методическую и административно-хозяйственную работу в доу создавать в коллективе благоприятный социально-психологический климат принимать обоснованные, четкие, конкретные, управленческие решения организовывать выполнение управленческих решений рационально организовывать свой труд и труд подчиненных делегировать полномочия.

Структуру оценки отражает модель управленческой деятельности заведующего доу, а содержание оценки систематизировано в профессиограмму руководителя дошкольного образовательного учреждения, включающую в себя четыре эталонных основания 1) профессиональная управленческая подготовленность 2) структура професс. В первой главе теоретические основы оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением в первом параграфе представлен философский и общепсихологический анализ понятия оценка, которая, по мнению исследователей, представляет из себя особую форму отражения человеком окружающего мира (в. Осведомленность в области теорий управления юридических вопросов, трудового законодательства требований к ведению делопроизводства экономических вопросов нормативных документов в системе образования на международном, федеральном, региональном и местном уровнях психологии, педагогики, дошкольной педагогики и детской психологии, других наук культуры, искусства, (имиджелогии, pг-технологии) и др.

На протяжении всех этапов экспериментальной работы решались задачи по профессиональной подготовке студентов факультета дошкольной педагогики и психологии мпгу к деятельности эксперта по дошкольному образованию. Реализация программы экспертной оценки (самооценки) управленческой деятельности заведующих доу включала в себя несколько этапов первый этап - формулирование руководителем доу заказа на проведение гуманитарной педагогической экспертизы на основе проблемных участков работы. Оценка управленческого труда направлена на установление меры соответствия профессиональных качеств, количественных и качественных результатов деятельности руководителя нормативным требованиям к должности следование принципам системности, целостности и др.

В третьем параграфе раскрывается сущность, структура, содержание управленческой деятельности как основа для построения профессиограммы руководителя доу на современном этапе, анализируется философская, психологическая и управленческая литература, нормативно-правовая документация системы дошкольного образования. Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений опорой на научные положения теории деятельности о динамическом и морфологическом ее характере использовании принципов системного и гуманистического подходов к оценке управленческой деятельности заведующего применением комплекса научных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, количественным и качественным анализом полученных данных подтверждением гипотезы результатами эксперимента. Показатели измерялись по 10-баллъной шкале и отмечались в двух графах, причем в графе балл оценивалось реальное состояние, а в графе вес желаемое состояние управленческой деятельности (технология экспертной оценки г.

В ретроспективном изучении за единицу анализа был принят- синтез прав, обязанностей, профессиональных и личностных качеств и условий назначения на руководящую должность. Уровень контроля за качеством управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными требованиями. Компоненты представленной модели были детализированы и наполнены содержанием в профессиограмме руководителя доу во второй главе совершенствование подходов к оценке управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреж- дением представлен обзор результатов экспериментальной работы, посвя-щешгый изучению современного состояния управленческой деятельности заведующего, практик его оценки в системе дошкольного образования, разработке программы экспертной оценки (самооценки) управленческой деятельности заведующего дошкольным образовательным учреждением и проверке ее эффективности, апробации содержания и технологии профессиональной подготовки студентов к деятельности эксперта по дошкольному образованию.

Были выявлены причины, тормозящие процессы развития оценочной деятельности экспертов однотипность методов, которыми пользуются члены экспертной группы (кратковременное наблюдение, беседы, анализ документации) размытость идеального эталона требований, по которому сравнивается реальное состояние работы дошкольного учреждения закрытый характер взаимодействия между субъектами и объектами оценки нерегулярный порядок проведения инспекционных проверок управленческой деятельности руководителей доу (например, только на основе жалоб родителей) отсутствие специальной службы экспертов оценки управленческой деятельности заведующего недостаточное количество обученных специалистов, осуществляющих экспертизу дошкольных учреждений, низкий уровень их профессиональной подготовки в сфере управления образованием отсутствие специально разработанных для целей экспертизы программ. А эксперты, реализуя принцип равноправного партнерства, получили еще одну возможность диалога с заведующим содержание программы экспертной оценки (самооценки) управленческой деятельности составлялось нами на основе профессиограммы и включает 109 показателей, систематизированных в восемь функциональных блоков 1 блок - уровень управляемости дошкольного учреждения 2 блок -профессиональные качества руководителя (нормативные требования к знаниям и управленческим умениям заведующего) 3 блок - личные качества руководителя 4 блок - оценка кадрового потенциала дошкольного учреждения 5 блок - оценка материально-технического и экономического обеспечения дошкольного учреждения 6 блок - руководство обучением, воспитанием и развитием детей данного учреждения 7 блок - экспериментальная деятельность дошкольного учреждения 8 блок - оценка взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в результате проведенной оценки (самооценки) были установлены проблемные участки в управлении доу (по наименьшему количеству процентов с учетом максимально возможного) информационно-аналитическое обеспечение доу недостаток знаний по экономическим, юридическим и др. Знания и умения, необходимые руководителю, для реализации контрольно-диагностической функции знать концепцию дошкольного воспитания требования государственного стандарта и требования программ, по которым работает доу цель и задачи дошкольного учреждения теорию обучения, воспитания, развития детей цель, функции, методы контроля, этапы подготовки и проведения контроля. В ходе аудиторных занятий и в процессе инспекторско-методической практики использовалась про-фессиограмма эксперта гуманитарной педагогической экспертизы как необ- ходимое условие осознанного формирования у студентов профессионально значимых качеств эксперта. Анализ итоговых документов оценки дошкольных учреждений показал низкий уровень их обоснованности и конкретности - результат работы экспертов в ходе аттестации дошкольного учреждения обычно выражается в общей справке на 25-30 дошкольных учреждений одновременно, при этом отсутствуют рекомендации и предложения, касающиеся работы конкретного дошкольного учреждения, выявленные недостатки убедили нас в необходимости разработки единой программы оценки управленческой деятельности заведующего доу, а также специально организованного обучения специалистов-экспертов.

  • Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на…


    (Анализ зарубежного опыта) (Документ). Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике (Документ).9Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.

    Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на…

    (Анализ зарубежного опыта). Главная». Педагогика, воспитание детей».Характерные черты учебной 4.2. Модели учебной дискуссии Заключение. Учитель и дидактические инновации Проблема освоения Литература.
    authority.cafebarman.ru
    Литера