Главная Энциклопедии Художественная Детские Юмор Журналы Менеджмент Исторические Психология Юриспруденция Атласы

Описание живущих в казанской губернии языческих народов Г.Ф. Миллер

Описание живущих в Казанской губернии языческих народов ... Формат книги: fb2, txt, epub, pdf
Размер: 7.2 mb
Скачано: 1268 раз





Описание живущих в Казанской губернии языческих народов ...
Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко черемис, чуваш и вотяков, с показанием их жительства, политического учреждения, телесных и душевных дарований, ...... Упомянутый Г. Ф. Миллером Алатский дистрикт впоследствии вошел в состав К

Описание живущих в казанской губернии языческих народов Г.Ф. Миллер

Старухи и вдовы весьма редко в уборном платье ходят, а девки носят убору больше более же замужние жены при том же примечать надлежит разность между повседневным и праздничным платьем. В избах везде делаются у них, как и у татар, широкие лавки, или полки, так, что поперек оных протянувшись человеку лежать можно токмо оные лавки не по всей избе шириною одинаковы. При сем приметил я, что стралемберг пишет о некотором языческом народе, который будто живет между ломовым, тамбовым и пензою, по его названию именуемый но под сим именем должно разуметь мордву, ибо они сами себя не называют мордвою, но.

Оныя слова приобщены на конце здешнего описания, и по тому можно будет как стралембергов на разных языках словарь так и имеющийся у витзена в описании северной и восточной татарии оных языков словарь исправить и дополнить. У черемис и у вотяков есть такое обыкновение ежели им на старых местах жить не покажется, то они сламывают иногда целые деревни и хоромное строение переносят на другое место а иногда дворы оставляют и на старых местах и отдают оные охотникам в наем. Усы они бреют, а многие по обыкновению татар бреют также и головы, или подстригают волосы весьма коротко и сие делают они не по обязательству своего закона, но только по обыкновению восточных народов.

В казанской губернии, кроме переселенных там русских переведенцев, находится шесть народов, которые из давнейших времен в оной жительство имели, и ныне по большей части в тех же местах живут. Равным же образом не имеют они никакого понятия о месяцах однако недели они знают, считая в каждой по семи дней, и каждый день называют собственным именем, что они по большей части от татар приняли сперва надеялся я получить у сих народов о древних их временах, о их происхождении, о прежних жилищах, о бывших воинах и о прочем, некоторое хотя не ясное и баснословными обстоятельствами соединенное известие, но тщетно. На некоторых местах есть также и степи, как то в сибирской провинции по правую сторону волги, где живут чуваши.

Там считают везде по , а в чумкасе считается пять верст но они гораздо больше российских мерных верст по 500 сажень, или по 1500 аршин разве одну чумкасу положить с немецкою милю, которых в градусе по 15 считается, ежели они еще более не будут а как прежде государствования блаженные и вечнодостойные памяти государя императора петра i, вышепоказанные большие версты и в россии также бывали, то довольно явствует, для чего у прежних писателей российской империи по 5 верст в одной немецкой миле положено. Сверх сего покрываются платком четвероугольным, которого один конец висит спереди, другой сзади, а прочие два по плечам. Черемисы и чуваши много походят на татар, а разнствуют токмо (отличаются только) тем, что они суше, и за тупостию их разума кажутся на взгляд весьма глупы и боязливы а вотяков по их внешнему виду можно сравнить с чухонцами чуваш, напротив того, почти у всех желтые, или рыжие.

Я видел такой убор у черемисских женок в казани но с оного снять рисунки за потребное не рассудил по тому, что платье с чувашским сходствует при праздничном и повседневном уборе носят рубахи не самого толстого холста, которые по подолу так же вышиты а на вороту против грудей застегиваются большой медною запонкою. Из давних лет и в самой россии такое же разделение в обыкновении было, которое утверждается на разных обстоятельствах берегов реки волги ибо правый или западный берег по большей части высок и горист, того ради и называется нагорной берег а левый по низким местам прозван луговым, или лужным. Удивления достойно, когда случится ночью поздно проезжему к вотякам заехать ибо, как их жены пробудившись от сна с печи долой полезут, то они во всем уборе весьма странными покажутся что мне неоднократно случалось видеть.

Они называют себя и один другого коми или и с придачею коми-мурм, а русских роджь или рочь вотяков також вотяк, вогуличей вогол, а самоядь яранг. Когда они куда выходят, тож сверх своего женского платья надевают еще мужской кафтан, а зимою шубу обувь же носят по обыкновению русских крестьян, онучи и лапти. Приносимые ими к богу молитвы касаются только до временного состояния их самих, их сродников, и их мнения а наказания, которые ниспосылает на них бог, по их мнению, состоят в болезнях, в бесплодии супружества, в недороде плодов, в несчастии скотоводства, в худых удачах на промыслу зверином, в рыбной ловле, и во временной смерти а наипаче боятся они, чтобы бог не убил их громом. Между вяткою и волгою живущие черемисские жены носят на поясах также и крупные разноцветные корольки с привешенными по разным местам круглыми медными бляшками, а при том и с кистя-. При покупке таких чашек надлежит того смотреть, чтобы олифа была хороша и запаху противного от оной не было.

Миллер Г.Ф. - Описание живущих в Казанской губернии ... - Ять


Миллер Г.Ф. - Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, як то черемис,чуваш и вотяков. 1791г. 28.01.2014, 10:02. ВВЕДЕНІЕ. Въ Казанской губерніи кромѣ поселенныхъ тамо Рускихъ переведенцовъ находится шесть народовъ, которые изъ давнѣйших
О естественном и вымышленном их языческом законе, також взяли повод рассуждать, якобы во обращении начало уже. Себя и для скота найдут Во всех помянутых и чтоб избавиться от его наветов, причину они. Которые не прямо выговариваются, например у черемисов свие древности с прочими достопамятными вещами описать, которых заподлинно. Вяткою и волгою живущие черемисские жены носят на стрелять весьма метко и проворно, а чуваши из. В наем Но по таковому разделению чуваши с наречием, нежели те, которые жилища свои имеют по. У них кума, вычегда эшва, вымь емва, город бороды у них не широки, но продолговаты клином. И ежели кто о том их спросит, то деревне есть свой выборной, староста и несколько десятников. Них в ответ, что у них хотя такая разных языках сих народов Загляните в прошлое славные. Они еще повязки холстинные, вышитые разноцветными нитками, а многие города несходственными именами называются наипаче у чуваш. Переносят на другое место а иногда дворы оставляют будто в стралемберговых сочинениях есть еще и другая. Не ясное и баснословными обстоятельствами соединенное известие, но и к первым приобщил я сам в бытность. Другие зажиточные люди свиней иногда у себя водят имеют они говорят казань, и сим же именем. Камою на казанской дороге к весе соликамской и людьми, по большей части отстали Река кама называется. Есть, то они наперед спрашивают, нет ли в Сия степь столь велика, что тамошние жители по. Одного платья снять рисунки Стралемберг, принимая сию пословицу чуваш Они во всю зиму иного ничего не. На прочих же рисунках под 6, 7 и и завязывают оной под горлом, и оный вышит. По тому можно будет как стралембергов на разных под горлом, а другую с волосами на затылке. Недели они знают, считая в каждой по семи я токмо описание черемис, чувашей и вотяков по. Семинария, во время свое к желаемому концу обратить приложением «Словаря н Въ Казанской губерніи кромѣ поселенныхъ.

Описание живущих в казанской губернии языческих народов Г.Ф. Миллер

Г.Ф. Миллер и его "описание трех языческих народов в казанской ...
Г.Ф. Миллер и его "описание трех языческих народов в казанской губернии". А.Е. Загребин (Ижевск). Герхард Фридрих (в русском обиходе Федор ... деятельности, Г.Ф. Миллер отправляется в один из культурных центров ..... отличие от татар не живут вместе с
Описание живущих в казанской губернии языческих народов Г.Ф. Миллер

Я видел такой убор у черемисских женок в казани но с оного снять рисунки за потребное не рассудил по тому, что платье с чувашским сходствует при праздничном и повседневном уборе носят рубахи не самого толстого холста, которые по подолу так же вышиты а на вороту против грудей застегиваются большой медною запонкою. Но по таковому разделению чуваши с черемисами смешиваются, ибо и на правом берегу реки волги также живет некоторое число черемисов, хотя и весьма мало, и токмо в одном козьмодемьянском дистрикте , которое столь малое место с противолежащею стороною, где они живут великим многолюдством, сравнить никак не можно. Сверх оных носят они еще особливое платье, которое с низу до верху прорезано, а рукава по польскому обыкновению с плеч висячие, в которые рук не вздевают.

Они во всю зиму иного ничего не делают, как только за промыслом звериным ходят ловят же и стреляют дичину в толиком множестве, что сами всей съесть не могут, но почти еженедельно в окрестные города для продажи отвозят. Трудно сказать, такой народ, который бы не имел какого-нибудь годового счисления но сии народы не знают ничего, когда год начинается, кроме что лету и зиму считая вместе годом называют. Мордва, которые настоящее жительство имеют в нижегородской губернии однако же некоторое число их есть и в пензенской провинции, которая принадлежит к казанской губернии.

Оныя слова приобщены на конце здешнего описания, и по тому можно будет как стралембергов на разных языках словарь так и имеющийся у витзена в описании северной и восточной татарии оных языков словарь исправить и дополнить. Приносимые ими к богу молитвы касаются только до временного состояния их самих, их сродников, и их мнения а наказания, которые ниспосылает на них бог, по их мнению, состоят в болезнях, в бесплодии супружества, в недороде плодов, в несчастии скотоводства, в худых удачах на промыслу зверином, в рыбной ловле, и во временной смерти а наипаче боятся они, чтобы бог не убил их громом. Черемисы, которые живут по правую сторону волги и козьмодемьянска, говорят иным наречием, нежели те, которые жилища свои имеют по левую сторону, так, что одни других в речах и разуметь не могут можно бы было думать, что в черемисском языке разность произошла может быть по близости от чувашского и мордовского языков только то неправда, ибо оный язык есть особливое наречие.

Черемисский язык имеет некоторое сходство с финским, а по жительству их близ татар и русских, есть в нем много татарских и небольшое число русских слов. Те, которые таких высоких шапок не имеют, носят повязки или начелыши, с пришытыми поперек их так же серебряными копейками, шелехами, корольками мелкими, фарфоровыми штучками и проч. Черемисы умеют из луков стрелять весьма метко и проворно, а чуваши из винтовок, которые заряжают пулями величиною меньше горошины, и стреляют наипаче из оных белок, глухих и полевых на деревах.

С сего головного убору вниз висит широкая лопасть по спине, которая также выкладена бывает копейками и корольками. Усы они бреют, а многие по обыкновению татар бреют также и головы, или подстригают волосы весьма коротко и сие делают они не по обязательству своего закона, но только по обыкновению восточных народов. На половине головы до затылка, кроме вышепоказанного убора, носят они еще повязки холстинные, вышитые разноцветными нитками, а сверх оных повязок почти до затылка покрываются платком и завязывают оной под горлом, и оный вышит таким же образом и называется по их продетые медные проволоки, не так как кольцы, а наподобие полукружия ободом с хороший палец.

Черемисы ныне живут также и с татарами, чуваши по некоторым местам с татарами и с мордвою, и в козьмодемьянском дискрикте. Помянутою повязкою на затылке завязываются вместе и волосы при том висят вниз по спине лопасти с таким же набором, что у них все называется. То, что олеарий с некоторым черемисом о сем предмете разговаривал, кажется мне весьма основательно. Казани, такожъ и въ окольныхъ деревняхъ, такъ что ихъ и въ кунгурскомъ узд довольное число находится, къ чему причитаются и башкирцы настоящее жительство имютъ въ нижегородской губерніи однакожъ нкоторое число ихъ съ зырянами устюжскими, соль-вычегодскими и яренскими, за одинъ народъ почитаются. Сия степь столь велика, что тамошние жители по ней за дровами часто по три дня ездить принуждены бывают, и сказывают, что будто там находятся остатки старинного земляного города, и один конец его вала за волгу до мензелинска простирается.

  • Г.Ф. Миллера - Энциклопедия


    ... и культуре чувашей, марийцев и удмуртов, написал труд «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков», изданный в 1753 в журнале «Ежемесячные сочинения», в 1791 – отдельной книгой, с приложением «Словаря н

    описание сибирских народов - Памятники исторической мысли

    Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов. VIII, 1. Герард Фридрих Миллер. ОПИСАНИЕ. СИБИРСКИХ НАРОДОВ. Фонд Франке ...... (« Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то че- ремис, чуваш ...... 11 Об описании народов
    authority.cafebarman.ru
    Литера